Эта сделка в логике покупок группы «Открытие», которая, очевидно, решила сделать ставку на технологичные сервисы, говорит источник на рынке. Год назад банк купил экс-команду Банка24.Ру, который реализовал сервис для предпринимателей «Точка». Рокетбанк — схожая история покупки, но для частных клиентов.
По мнению Владимира Урбанского, руководителя блока «Электронный бизнес» Альфа-банка, это может быть полезной покупкой для банка «Открытие», учитывая их последние приобретения. Главное, в процессе переключения не растерять все, в том числе и текущих клиентов.
Ну а для финтех-рынка, считает Урбанский, это довольно ясный сигнал, что на подобных проектах много денег не заработаешь, нужно что-то помасштабнее или с большей ценностью для клиента.
«В моей оценке данный сервис может стоить сегодня не более 100 млн рублей. Эта сумма складывается из стоимости быстрой разработки и потери времени и денежных затрат на вход в этот сегмент рынка»,— поделился своим мнением с корреспондентом Bankir.Ru председатель правления Интерактивного банка Андрей Бухтияров. При этом он отметил, что чем больше проходит времени, тем меньше будет стоить этот проект.
Кроме того, уровень потребителя этой услуги изменился: раньше категория пользователей «инноваторы», любящая все новое, не имела большого выбора приложений, поясняет Бухтияров. Со временем количество приложений увеличивалось, и они становились все более продвинутыми. Сегодня просто продать Рокетбанк уже недостаточно. Клиент, который разбирается в банкинге, выбирает большой и более технологичный банк, а не сервис, уверен Бухтияров.
На деле у Рокетбанка есть две хорошие опции: красивый интерфейс, который дает сервису теоретическую «любовь клиентов», и вышколенный колл-центр, говорит один из экспертов рынка инновационного банкинга. Он подчеркивает, что в Рокетбанке нет своей ИТ-начинки и бэк-офисных технологий.
Рокетбанк де-факто представляет собой красивую идею, которая при воплощении столкнулась с суровыми российскими реалиями, плюс, как и все действительно красивое, она оказалась востребованной ограниченной аудиторией, говорят эксперты рынка финансовых инноваций.
Действительно, здорово — взять лучшее сразу от двух банков, Интеркоммерца и Военно-промышленного банка, создать на их базе прозрачные и удобные услуги, избавив клиента от необходимости посещать офис банка, предложив взамен полнофункциональное приложение для смартфона.
Но проблема в том, что целевая аудитория такой надстройки первое — невелика и второе — небогата. Юные миллионеры в изобилии встречаются только в фильмах о Кремниевой долине, тогда как на самом деле приличными суммами обычно оперируют люди постарше, для которых визит в банк, пусть даже и сопровождаемый стоянием в очереди, необходимый ритуал. А какое-то мобильное приложение в телефоне — непонятный и пугающий мир, не вызывающий доверия.
Также суровая реальность внесла коррективы в изначально привлекательные тарифы Рокетбанка. Бесплатное снятие наличных в любом банкомате — но только пять раз в месяц. Бесплатное обслуживание — но при тратах от 3 тысяч рублей. 12% годовых — но при сумме от 30 тысяч рублей, и со штрафными санкциями за досрочное снятие. Подобные предложения есть и у других участников рынка.
В результате по всем признакам проекту даже не удалось достигнуть порога безубыточности, определенному год назад на уровне 24 тысяч клиентов. И из двух вариантов: кануть в лету или стать частью чего-то большего — Рокетбанку достался не худший.
Напомним, что пару недель назад о своем желании купить Рокетбанк за 1 рубль заявлял владелец Тинькофф-банка Олег Тиньков. Потом, правда, он увеличил предложение до $1 млн.
Читайте также:
Олег Тиньков: «Я наблюдаю потребительское настроение стартапов по отношению к банкам»
Василий Борисов: «Я бы не советовал господину Тинькову злорадствовать»