Уровень одобрения по микрозаймам снижается вот уже два квартала подряд, следует из данных ОКБ (есть в распоряжении портала Банкир.Ру).
Так, по итогам второго квартала 2016 года уровень одобрения по займам МФО составил 25,4%, сократившись по сравнению с первым кварталом этого же года на 2,3 процентного пункта. При этом в первом квартале 2016 года по сравнению с четвертым кварталом 2015 года уровень одобрения по микрозаймам также снизился — на 4,2 процентного пункта, до 27,7%.
В ОКБ считают, что такая тенденция, скорее всего, связана с изменениями кредитных стратегий самих МФО. «На рынке появляется все больше „технологичных” компаний, которые для оценки рискового профиля заемщиков используют не уступающие банковским системы скоринга, различные источники дополнительных данных (телекомы, соцсети и т. д.) — поясняет директор по развитию продуктов ОКБ Александр Ахломов.— Мы также отмечаем рост обращений в бюро со стороны МФО, в частности работающих в онлайн-сегменте». При этом такие компании используют не только кредитные отчеты, но и более сложные сервисы, например системы по противодействию мошенничеству. «Более пристальный подход к оценке потенциальных заемщиков влияет и на общее снижение уровня одобрений», — объясняет Ахломов.
С этим утверждением согласны и в онлайн-МФО. Так, согласно оценкам сервиса онлайн-кредитования MoneyMan, по итогам первого полугодия 2016-го объем микрозаймов, выданных онлайн-МФО, составил 3,3 млрд руб., увеличившись за год практически в 2,5 раза. При этом в компании ожидают, что в ближайшие три-четыре года доля онлайн-компаний на рынке микрофинансирования и вовсе превысит долю офлайн-игроков. Сейчас, по оценкам участников рынка МФО, на долю онлайн-компаний приходится порядка 10% займов физлицам, выдаваемых МФО. «На рынке онлайн-кредитования процент одобрения всегда был значительно ниже, чем у традиционных микрофинансовых компаний»,— поясняет гендиректор сервиса онлайн-кредитования MoneyMan Борис Батин. По его словам, ранее только каждая десятая заявка в онлайне получала одобрение. «Можно говорить о том, что на данный момент процент одобрения в сегменте онлайн даже немного вырос относительно начала 2016 года. Мы отмечаем улучшение качества заемщиков. Сегодня это люди в возрасте от 26 до 40 лет, они имеют высшее образование и постоянную работу»,— отмечает Борис Батин.
При этом уже прослеживается четкая тенденция: доля одобрения в офлайн-компаниях снижается, а у онлайн-игроков увеличивается, считает Борис Батин. «В первую очередь это связано с тем, что скоринговые системы технологичных компаний улучшаются с каждым днем, и они могут анализировать огромные объемы информации о потенциальных клиентах. Это позволяет онлайн-компаниям повышать уровень одобрения по займам. У традиционных микрофинансовых компаний таких возможностей нет»,— считает он.
Впрочем, микрофинансисты называют и другие причины снижения уровня одобрений по займам МФО. По словам замдиректора по развитию бизнеса МФО «Мигкредит» Динары Юнусовой, на уровень одобрения оказывают влияние в первую очередь качество входящего клиентского потока и кредитная политика МФО.
«В течение первого полугодия 2016-го многие розничные банки стали постепенно наращивать выдачу кредитов физлицам, поэтому часть хороших клиентов МФО, которым банки отказывали в кредитах еще полгода назад, вновь вернулись в банки»,— указывает Динара Юнусова. По данным ОКБ, во втором квартале 2016 года уровень одобрения по банковским кредитам повысился по сравнению с итогами первого квартала на 0,3 п. п., до 11%. «Это, в свою очередь, сказалось на некотором ухудшении входящего потока клиентов МФО, и поэтому компании вынуждены были скорректировать процент одобряемых займов», — отмечает Динара Юнусова.
Банки становятся добрее к заемщикам Банки постепенно увеличивают уровень одобрения кредитных заявок. По данным Объединенного кредитного бюро, по итогам первого полугодия текущего года он составил 11,1%, годом ранее было 9,8%. Однако эксперты сомневаются, что в обозримом будущем кредитные организации рискнут довести его до уровня позапрошлого года.
Кроме того, снижение уровня одобрения по займам может объясняться и сокращением работающих на рынке МФО, которые, в свою очередь, передают данные в бюро кредитных историй, отмечает гендиректор МФО «Мани Фанни» Александр Шустов. «На фоне экономического спада, а также активных действий Банка России по регулированию МФО этот рынок покидает большое количество компаний, а продолжающие работу МФО более тщательно подходят к отбору заемщиков»,— указывает Александр Шустов.
Напомним, что только в течение первого полугодия 2016-го рынок МФО, как ранее сообщал портал Банкир.Ру, уже покинули около 600 компаний, а до конца года из работающих на рынке 3,5 тыс. компаний могут прекратить свою деятельность еще около трети игроков. Таким образом, рынок постепенно укрупняется, и на нем остаются игроки, традиционно более взвешенно подходящие к уровню риска, поясняет Александр Шустов. Кроме того, по его словам, платежеспособность населения пока не восстановилась, а значит, и одобрять значительное количество займов в этой ситуации рискованно.
До конца года рынок покинет треть МФО Темпы ухода микрофинансовых организаций с рынка набирают обороты. Так, в мае–июле 2016 года реестр МФО покинуло более 60% всех исключенных с начала 2016 года компаний. Участники рынка указывают, что на рост темпов ухода МФО с рынка влияет увеличение регулятивной нагрузки, и считают, что до конца 2016 года рынок может покинуть порядка трети компаний.