Где найти баланс между требованиями организаций, чтобы банки становились преградами на пути финансирования терроризма, и упрощением открытия счета для физических лиц и компаний? Этому вопросу была посвящена сессия «Усиление комплаенс-контроля. Зачем нам знать своего клиента?», состоявшаяся в ходе XXI Санкт-Петербургской международной банковской конференции 15 июля 2016 года.
У банков США сформировался условный рефлекс — если банк «обжегся» на вашем клиенте и заплатил за это штраф, то он может сказать: «Я больше с этим банком из этой страны работать не буду», сообщила вице-президент Bank of New York Mellon Наталия Михалева. По ее словам, Россия — страна с очень высоким риском по градации FATCA. Поэтому российские банки должны понимать, что, допустив всего лишь три ошибки в вопросе идентификации клиентов и оставив запрос из США без ответа, банк может быть отключен от расчетов через корреспондентские счета в банках США. «А вот вернуться на рынок расчетов в долларах США очень сложно. Если уж вы играете на этом поле, соблюдайте правила»,— указывает Наталия Михалева.
Старший менеджер компании КПМГ Фарух Абдулахханов напомнил, что 12 мая 2016 года Россия подписала многосторонне соглашение об обмене информацией с Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которая, по сути, является мировым аналогом FATCA. Первый обмен информации между ОЭСР и Россией будет произведен в 2018 году. Компетентным органом в России по соблюдению требований соглашения будет ФНС. Поэтому необходимо сделать на базе ФНС портал, где и банки и их клиенты будут учиться понимать, почему банк требует от клиента некие документы и как их надо предоставить.
Единая система идентификации нужна клиенту. Нужна ли она банку?Ничто человеческое банкирам не чуждо. Банкиры любят и помечтать. Но они, как правило, неудачные мечтатели. То ли мечтают не о том, то ли сразу хотят слишком многого. Но факт налицо — мечты банкиров редко сбываются.
Недавние новые требования Центробанка изменили понимание того, как банк может открывать счет юридическому лицу, отметила руководитель блока «Правовой» Промсвязьбанка Лариса Валуева. Теперь понятие «представитель» от банка — это лицо, подписывающее договор, а от клиента — это лицо, распоряжающееся счетом. Поэтому легитимность открытия счета через курьера банка, даже если у него есть доверенность о том, что он уполномочен банком на совершение действия от имени банка, находится под вопросом, сообщила Валуева. По ее словам, открытие счетов для юридических лиц в ближайшее время усложнится, и не факт, что банки не станут требовать визита в банк руководителя юридического лица ходя бы единожды, как раз при открытии счета. Или надо в корне менять работу курьеров банка, чтобы у них были полномочия по идентификации клиента.
Как считает Наталия Михалева, это благо, что в России есть требование, что физическое лицо само должно приходить в банк с паспортом, в котором даже указано место его регистрации. Для упрощения операций с американскими банками — это благо, подчеркнула она.
В Российском законодательстве есть требование — присутствие клиента при открытии счета для идентификации клиента. Сейчас законодатель движется в ту сторону, что при открытии повторного счета клиент может не присутствовать в банке, напомнила Лариса Валуева.
Она также отметила, что банки должны учитывать новый порядок обмена информацией, то есть уведомлять ЦБ и другие банки о случаях отказа в заключении договора с клиентом и о расторжении договора. Но есть тенденция на развитие документооборота с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи. «До такого состояния дел, что банк, посмотрев человека через интернет на мониторе, на 100% убежден, что это он, и легко открывает ему счет — до этого наше законодателю еще далеко»,— уверена Валуева.