«Они не умеют считать»: зачем МФО малый бизнес и чем опасны такие клиенты

Без рубрики

ЦБ: 20% микрозаймов в России выдано представителям малого и среднего бизнеса На текущий момент около 400 микрофинансовых организаций работают с юридическими лицами и ИП.

83 документа в кредит

Для того чтобы небольшой компании получить кредит в крупном банке, надо предоставить в среднем 83 документа. Таковы данные анонимного исследования, которое провел проект «Альфа-Поток» и о котором рассказал на конференции его руководитель Никита Абраменко.

В среднем надо собрать 83 документа, все это достаточно долго и банк тебе не рад

«Мы взяли компанию – белую, чистую, пушистую, достаточно известную на рынке малого бизнеса. И пошли в пять крупнейших банков получать кредит, анонимно, – объяснил он. – Выяснилось, что в среднем надо собрать 83 документа, все это достаточно долго и банк тебе не рад. И никто не выдал кредит… «Альфа», правда, дала – но потом уже. Может быть, они как-то узнали, что это исследование для «Потока».

Сами предприниматели, как рассказывают участники рынка МФО, стали все чаще обращаться за кредитами к ним, а не в банки – потому что это быстро, хотя и дорого. Микрофинансисты признают, что их дорогие займы субъекты малого бизнеса направляют не на развитие, а на покрытие кассовых разрывов и решение внезапных финансовых проблем. МФО и сами заинтересовались работой с этим сегментом.

Где искать клиентов?

Любопытно, что микрофинансовые организации начали обнаруживать предпринимателей в своих клиентских базах – но как «физиков». О таком опыте рассказал Олег Куликовский из «Агентства экспресс-кредитования».

Изначально компания занималась незамысловатым бизнесом – выдачей займов гражданам под залог ПТС. «Мы посмотрели свой портфель и поняли, что 70% наших заемщиков – это те самые предприниматели, – сказал он. – И мы дали нашей клиентской базе предложение: вы берете деньги на бизнес, вы тратите ресурсы, чтобы деньги в этот бизнес завести, потом из бизнеса вытащить и вернуть нам. Вот вам ставка ниже – получайте сразу деньги напрямую».

Были опасения, что такой продукт не заинтересует предпринимателей – им, как правило, интересны наличные деньги

Он признался: были опасения, что такой продукт не заинтересует предпринимателей – им, как правило, интересны наличные деньги. Однако предложение пришлось заемщикам по вкусу. Компания заключает с ними рамочный договор и открывает кредитную линию, срок получения денег в отличие от банков – одни сутки.

«Этот продукт был воспринят как дополнительная возможность для тех предпринимателей, которым нужны «белые» заемные средства на счетах своих компаний. Понятно, что ставка высокая, но им деньги нужны не для развития. К нам приходит предприниматель, ему нужно выплатить зарплату, у него задержались поставки, кто-то ему не заплатил и так далее. Он не пойдет в Сбербанк в течение долгого срока выбивать 300 тысяч рублей», – объяснил Куликовский.

Самое интересное – по сути, потребительские займы, которые берут предприниматели, серьезно зарегулированы. И риски, связанные с ними, как с потребителями, несет кредитор.

Юридическое лицо – это все-таки некий равноправный партнер, который должен правильно оценивать то, зачем он к нам пришел

«Юридическое лицо – это все-таки некий равноправный партнер, который должен правильно оценивать то, зачем он к нам пришел. Возможности разные, – сказал Куликовский. – Мы все знаем, как потребительский рынок все более жестко регулируется. При этом возможности кредитовать юрлицо остаются как минимум малоизменными. То есть правила игры более свободные».

«Малый бизнес не умеет управлять»

Но есть и другое мнение: малый бизнес достаточно беспомощен и не особо квалифицирован именно в части бизнеса. И это может представлять собой отдельные риски для кредиторов. Об этом говорил генеральный директор компании «Брио-Финанс» Владислав Мишин.

По его словам, понятия «малая компания» и «собственник» зачастую бывают просто одним и тем же. И зачастую именно собственник единолично принимает решения не оптимальным образом, а в силу каких-то личных предпосылок. Зачастую собственник не видит разницы между ресурсами компании и своими собственными. А стратегией малого предприятия, как правило, является поведение его собственника.

Чем занимается собственник? Он бегает за ресурсами, практически всегда

«Малый бизнес не умеет управлять, – указал Мишин. – Чем занимается собственник? Он бегает за ресурсами, практически всегда. Он ищет заказчиков, он ищет контакты. Он не занимается выстраиванием процессов. Он не занимается стратегией. Он не занимается развитием продукта. Он даже зачастую не занимается бизнес-моделью».

Кроме того, по мнению Мишина, малый бизнес не умеет планировать. Например, при появлении крупного клиента компания может резко сменить свою бизнес-модель, все процессы. И это делает малый бизнес абсолютно непредсказуемым. «Считать они тоже не умеют, – указал Мишин. – Ну, это известная история. Все, кто кредитует малый бизнес и работали с его отчетностью, знают, какие бывают расхождения. Когда, например, в балансе не «бьются» актив и пассив – очень распространенная история. Просто не совпадают цифры. Это, кстати, происходит еще и потому, что бухгалтер – на аутсорсе за 10 тысяч рублей, и всё, и привет. Настоящих финансовых директоров я тоже мало встречал в малом бизнесе».

.