У всех банкиров на устах сейчас одно и то же — надвигающаяся цифровая революция и готовность к ней их банка. Все это хорошо до тех пор, пока банкир не говорит: «Все, что мы делаем, мы делаем ради людей».
Роботы уже почти заменили трейдеров на рынке ценных бумаг, и персонал отделений, скорее всего, ожидает та же участь. Многие банки оптимизируют сети отделений и закрывают офисы на развитых рынках (возможно, ситуация будет иной в странах, где регулятор запрещает закрытия отделений или банковская система еще слишком молода и требуется много офисов для доступности банка). По мнению Keefe, Bruyette & Woods, исследовательской компании на финансовом рынке, половина банковских отделений в США исчезнет за следующее десятилетие. Неожиданный прогноз, так как данные Федеральной Корпорации по страхованию вкладов США говорят лишь о небольшом снижении количества отделений — с 99 550 в 2009 г. до 94 725 в июне 2014 г.
Однако, это может стать реальностью по мере перехода клиентов на мобильный и интернет-банкинг. Британская банковская ассоциация (BBA) опубликовала свой ежегодный отчет The Way We Bank Now, и по данным этого отчета жители Туманного Альбиона в 2015 г. совершили на 54% больше мобильных платежей, проверяли баланс своего счета на телефоне чаще раза в день, а среднее отделение в день обслужило всего 71 человека — это на 32: меньше, чем в 2011 году.
Именно поэтому британские банки закрывают отделения. За прошедший год было закрыто 600 офисов (около 7,5% от всей сети), многие из которых находились в беднейших районах (более 90%). Фактически за последнее десятилетие была закрыта треть банковских отделений Великобритании, что усложнило для малого бизнеса доступ к инвестициям. Движение этичного банкинга Move Your Money утверждает, что кредитование МСБ снизилось на 63% в тех городах и деревнях, где были закрыты банковские офисы.
Очевидно, что есть и новые тенденции в банкинге — рост Funding Circle и запуск необанков наподобие Shawbrook, Aldermore и Atom, но они только подчеркивают движение к замене человеческого персонала цифровыми платформами с низкой стоимостью владения.
Итак, возвращаясь к замене людей платформами — что мы будем с этим делать?
Многие из этих людей всего лишь обслуживали транзакции, и в необанкинге они будут просто не нужны. Однако, некоторые из них хороши в работе с клиентами, и они могут неплохо проявить себя в этом и при личном общении, и через цифровые каналы. Возможно, банки могут последовать примеру польского mBank, который перевел персонал на обслуживание через Skype, или индийского ICICI Bank, который перевел сотрудников из отделений на работу через Facebook.
Скиннер считает, что к 2025 году количество отделений в странах с развитой экономикой уменьшится на 50-80% от числа 2005 г. в зависимости от состояния экономики и взглядов государства на безработицу (около 80% в Дании и Исландии, так как там проще найти работу при увольнении; ближе к 50% в Германии, Франции и Испании).
Кроме этого, банку, вероятно, следует поддержать тех людей, что окажутся уволенными после цифровой оптимизации. Если этого не сделать, то достаточно велики шансы, что персонал будет бойкотировать и саботировать цифровые изменения, вводить которые в такой ситуации — все равно что просить индейку проголосовать за меню праздничного стола.
Скиннер называет три подхода к подобной поддержке персонала. В США увольняемый получает извещение об увольнении за день до этого прискорбного события, компенсация за досрочное увольнение практически не выплачивается. В Великобритании законы таковы, что подобному сотруднику в зависимости от «выслуги лет» предоставляется выплата размером несколько месячных зарплат. Как пример самого человечного по отношению к увольняемым подхода упоминается неназванный (и богатый) азиатский банк — тем из сотрудников в возрасте более 45 лет, кто отдал этому банку более 10 лет жизни, при увольнении дается пожизненный пенсион. Понятно, какой из этих подходов более экономически выгоден в краткосрочной перспективе, какой же более оправдан в долгосрочной, покажет время.
Напоминаем: Первая практическая конференция «Bank.Bot — 2016: банковские чат-боты и робоэдвайзинг» пойдёт в Москве в августе. Организатор мероприятия — Bankir.Ru, модератор — Антон Арнаутов. Вся подробная информация — по ссылке.