Банки против финтех-компаний: сила и слабость заклятых друзей

Без рубрики

Банки и стартапы: не умением, так числом

Исторически банкинг был одним из самых устойчивых к воздействию технологий секторов экономики. Более того, достаточно велика потребительская инерция в финансовых сервисах — потребители в среднем достаточно редко меняют их поставщиков. За последние несколько десятилетий банкам в США также помогли в развитии дерегуляция (в период после принятия закона о дерегулировании депозитных учреждений в 1980 году) и демография (приход поколения беби-бумеров, рожденных в конце 1940-х — начале 1950-х). В период между 1984-м и 2007 годом банки США показали средний ROE 13%.

По мнению экспертов McKinsey, PayPal: угрожать традиционному банкингу крайне сложно.

Последний период технологической угрозы банкингу был связан с ростом коммерческого интернета и бумом доткомов. За восемь лет между выходом Netscape на IPO и поглощением PayPal традиционный банкинг пытались разрушить более 450 раз — новые цифровые валюты, кошельки, сети и т. д. Но из этих «разрушителей» выжили… менее пяти. По мнению экспертов McKinsey, PayPal лишь исключение, подтверждающее правило: угрожать традиционному банкингу крайне сложно.

6 факторов успеха банков.

Однако все может измениться. Исследование McKinsey показывает, что в настоящий момент на рынке присутствуют более двух тысяч финтех-стартапов, предлагающих новые и традиционные финансовые услуги (для сравнения: в апреле 2015 года их было только 800). Безусловно, число финтех-компаний растет.

Таблица. Потребительские сегменты и продукты 350 ведущих финтех-компаний, %

Продукты/возможности
  Управление счетом Кредитование и финансирование Платежи Финансовые ресурсы и рынок капитала
Розница 10 14 25 13
B2B 3 9 12 4
Крупные корпорации 2 1 6 2

Аналитики McKinsey задаются вопросом: отличаются ли финтех-бум и бум доткомов? Ответ на этот вопрос таков: в чем-то нет, а в чем-то разительно отличаются — история не повторяется, хотя и циклична.

Банки и их традиционные особенности, защищающие от технологический компаний, конечно, не изменились со времен доткомов. Банки все так же представляют собой важную часть экономической системы, их деятельность регулируется, у них до сих пор почти монополия на выдачу кредитов, они являются основным репозиторием для депозитов, а также платежными шлюзами. Но кое-что радикально изменилось.

6 факторов успеха финтех-компаний.

Во-первых, финансовый кризис негативно повлиял на доверие к банковской системе.

Во-вторых, повсеместное распространение мобильных устройств начало сводить на нет преимущество банков в дистрибуции через отделения.

В 1998 году для начала финтех-бизнеса было необходимо покупать сервера, то сейчас — сервисы масштабируются в публичном облаке.

Смартфоны породили новую платежную парадигму и метод предложения клиенту полностью персонализированного сервиса. Кроме того, резко увеличилось количество доступных для анализа данных и резко уменьшилась стоимость вычислительных мощностей. Сейчас два iPhone 6S обладают большим суммарным объемом памяти, чем вся Международная космическая станция. Если в 1998 году для начала финтех-бизнеса было необходимо покупать сервера, то сейчас эта необходимость отпала — сервисы масштабируются в публичном облаке.

Добавим к изменениям демографический сдвиг — в тех же США на смену сорокамиллионному поколению X времен бума доткомов приходят 85 млн миллениалов, более открытых к персонализированным отношениям с сервисными компаниями (пример тому — уже набившие оскомину, но не ставшие менее актуальными Airbnb, Booking.com и Uber). Миллениалам требуется бесшовный, неразрывный доступ к услугам по мере необходимости в них — и «слой» сервиса здесь может быть отделен от «слоя» непосредственно предоставления продукта. Это может стать лакомым куском пирога для финтех-компаний — согласно ежегодному исследованию McKinsey’s 2015 Global Banking Annual Review, в среднем в 2015 году банки на предоставлении сервиса и продажах комиссионных услуг получали до 22% ROE (сравним этот показатель с 6% ROE на классических банковских услугах).

.