Bank of America, у которого до кризиса было больше 6 тыс. офисов, сократил их количество до 4629, как сказано в последнем квартальном отчете. Только в нынешнем году были закрыты 112 офисов.
По словам главного финансового директора Пола Донофрио, которого цитирует Business Insider, это стало частью перехода на цифровые каналы самообслуживания — мобильные приложения, интернет, а также банкоматы.
Согласно отчету за третий квартал, у Bank of America на данный момент 21 млн активных пользователей мобильного банкинга. И 18% всех транзакций на депозитах совершаются через мобильные устройства. «Так лучше для вкладчиков. Так лучше для акционеров»,— говорит Донофрио. По его словам, цифровая транзакция обходится в десять раз дешевле, чем визит клиента в банк.
Главный исполнительный директор Bank of America Брайан Мойнихан сравнивает это с противоборством количества и качества, в котором последнее явно одерживает верх. Он привел убедительную статистику. За последние четыре года количество посещений офисов сократилось с 7 млн до 5–6 млн. «Но эти 5 млн визитов более высокого качества. И мы думаем, что это важно»,— говорит глава Bank of America.
Офисов становится меньше, а остающиеся приспосабливаются к переменам в поведении клиентов. Управление счетами переходит в онлайн, и офисы концентрируются на операциях с большей добавочной стоимостью. Банки увеличивают штат специалистов по ипотеке и инвестиционных консультантов.
В целом же сокращения затрагивают не только офисную сеть, но и персонал крупнейших банков. Bank of America сообщил еще в июне, что намерен свернуть 8 тыс. рабочих мест в розничном подразделении. По словам Тонга Нгуена, возглавляющего розничный банкинг, это часть более широкой программы по экономии расходов и по перераспределению ресурсов. Появление такой программы во многом вызвано изменениями в запросах и предпочтениях клиентуры.
В своем стремлении реструктурировать и существенно ужать розничную сеть Bank of America далеко не одинок. Как говорится в свежем финансовом отчете Citigroup, за время, прошедшее после третьего квартала прошлого года, банк сократил 116 офисов. «Мы провели последние насколько лет, занимаясь перестройкой нашей офисной сети, обновлением технологий и углублением фокусирования на шести основных рынках»,— заявил главный финансовый директор Джон Герспач, во время телеконференции, посвященной квартальным результатам. Все эти меры, продолжил он, позволили нарастить выручку и уменьшить накладные расходы. В результате выросла рентабельность розничного банкинга.
Ранее в этом году, напоминает Business Insider, команда исследователей из Citi Global Perspectives and Solutions выпустила обширный доклад на данную тему. В нем говорится, что банки стремительно приближаются к переломному моменту в процессе автоматизации, и в ближайшем времени они сократят численность персонала на 30%. «В частности, это будет означать переход на мобильную дистрибуцию, которая станет главным каналом взаимодействия между клиентами и банком»,— сказано в тексте доклада. Говоря другими словами, банки будут испытывать меньшую нужду в офисах и в работающих в них сотрудниках.
В JP Morgan по сравнению с третьим кварталом прошлого года стало на 161 офис меньше. За последний квартальный период, сообщила главный финансовый директор Марианн Лейк, было открыто на 35% больше карточных счетов. При этом три четверти из них были открыты через цифровые каналы связи. А число активных пользователей мобильного банкинга выросло на 17%.
В то время как традиционные розничные банки переносят акцент на цифровые модели бизнеса, финансовые компании, всегда работавшие вне потребительского сектора, тоже осваивают новую нишу. Они внедряют сберегательные вклады, которые рассчитаны исключительно на пользователей интернета, говорится в публикации Business Insider. В нынешнем году, как уже сообщал Bankir.ru, Goldman Sachs учредил цифровой GS Bank и подразделение под названием Marcus, которое займется онлайн кредитованием.